Балтийской таможне 18 лет, перспективы развития
19 июня 2010 года Балтийской таможне исполнилось 18 лет. Балтийская таможня - преемница морской портовой таможни, которая возникла в городе на Неве в начале 18-го века и просуществовала до начала 20-го.
В прошлом в ее основные задачи входило осуществление таможенного контроля товаров, доставляемых в Санкт-Петербург морскими судами. Современная история Балтийской таможни начинается гораздо позже.
Балтийская таможня была создана 19 июня 1992 года в соответствии с приказом государственного Таможенного Комитета (ГТК) России № 213. Основой формирования Балтийской таможни стали подразделения Санкт-Петербургской таможни, которые осуществляли таможенный контроль на морском переходе.
Появление Балтийской таможни как самостоятельного подразделения было обусловлено экономическими преобразованиями, происходившими 18 лет назад. Это было время либерализации внешнеэкономической деятельности, в результате чего произошел существенный рост экспортно-импортного товарного потока, Санкт-Петербург начал активно развиваться как Морской торговый порт, создавались новые зоны таможенного контроля.
За небольшой период своего существования Балтийская таможня стала одной из крупнейших среди таможенных органов страны. На сегодняшний день она имеет высшую категорию, а ее штатная численность превышает одну тысячу человек, что является рекордным количеством работников за всю историю существования этого таможенного органа. В регионе деятельности, за который отвечает коллектив, осуществляют внешнеэкономическую деятельность свыше четырех с половиной тысяч участников внешнеэкономической деятельности, функционируют восемь складов временного хранения, сорок одна постоянная зона таможенного контроля, магазин беспошлинной торговли, сто двадцать пять таможенных брокеров и двадцать шесть таможенных перевозчиков.
29 августа 2008 года решением Коллегии ФТС России была одобрена «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации», которая предполагает перевод таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. В первоочередном порядке данная Концепция реализуется в зоне деятельности Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного таможенных управлений. С момента начала ее практической реализации прошло менее двух лет, что для глобального и масштабного проекта является небольшим периодом времени. Вместе с тем, по мнению и.о. начальника Балтийской таможни полковника таможенной службы Бориса Бородина, который работает на Балтийской таможне уже девять лет, результаты реализации концепции весьма ощутимы: за пять месяцев 2010 года в пунктах пропуска Балтийской таможни оформлено свыше 3,5 тыс. судов, то есть в среднем по 24 судна за сутки, с января по май 2010 года - выпущено более 100 тысяч таможенных деклараций, что почти в два раза превышает показатели 2009 года.
В рамках реализации указанной концепции проведена большая организационная работа в том числе организационного характера. В частности, в регионах деятельности шести таможен - Карельской, Выборгской, Кингисеппской, Псковской, Себежской и Калининградской областной - создано 5 новых таможенных постов. На территории Северо-Западного федерального округа вскоре должны появиться 13 современных таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). На основе подготовленных региональным управлением Федеральной таможенной службы предложений сформирован и утвержден Перечень ТЛТ, создание которых целесообразно в первоочередном порядке. В Северо-Западное таможенное управление на сегодня поступило более 20 обращений со стороны различных организаций, в которых сообщается о намерении создать ТЛТ на оговоренных Концепцией направлениях. В ходе реорганизации прекратили свою деятельность два наиболее крупных таможенных поста Санкт-Петербургской таможни - Выборгский и Пискаревский. Организационно-структурной комиссией ФТС России принято решение о ликвидации Гатчинского и Юго-Западного таможенных постов Санкт-Петербургской таможни. Однако на сегодняшний день данное решение временно приостановлено в реализации. В таможенных органах заявляют, что речь об объединении Балтийской и Санкт-Петербургской таможен не идет, а Санкт-Петербургскую таможню предполагается сохранить в нынешнем статусе, при поэтапном сокращении объемов таможенного оформления, основные объемы которого, должны постепенно переместиться на приграничные таможенные посты Выборгской, Псковской, Себежской, Кингисеппской и иных расположенных на внешних рубежах России таможен, а также на создаваемые вблизи них ТЛТ. При этом между Санкт-Петербургской и пограничными таможнями сейчас проводится активная реализация технологии "удаленного выпуска", при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе. Планируется, что Балтийская таможня сохранит свой нынешний статус без каких-либо изменений, при этом намечено поэтапно провести ряд мероприятий, направленных на оптимизацию ее структуры и штатной численности. Сохранятся Турухтанный, Центральный, Лесной порт, Гавань, Кронштадтский таможенные посты. Кроме того, их штатная численность, в первую очередь на Турухтанном таможенном посту и посту Гавань, будет увеличена. В связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нового контейнерного терминала на территории 4-го района Большого порта Санкт-Петербург в структуре Балтийской таможни появился новый таможенный пост - Угольная гавань. В то же время принято решение о ликвидации Ломоносовского таможенного поста. Приказом ФТС России от 21.04.2010 № 811 с 26 апреля 2010 года в структуре Балтийской таможни создан новый таможенный пост - Пушкинский. Он размещен на терминале ЗАО "Первый контейнерный терминал" в поселке Шушары. Новый пост стал крупнейшим в Северо-Западном регионе. Возможности поста позволят оформлять до пятисот фур в сутки. Площадь склада для хранения грузов составляет 11 тысяч квадратных метров. Пост ориентирован на таможенное оформление комплектующих, предназначенных для промышленной сборки автотранспортных средств на открытых в городе на Неве заводах иностранных производителей. Их получателями являются ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Ниссан Мануфэкчуринг Рус" и ООО "Дженерал Моторс Авто", за исключением ЗАО "Форд Мотор Компани", более 70% автокомпонентов для которых прибывает именно морским транспортом. На посту «Пушкинский» все готово к использованию новейших таможенных технологий: "сухой" порт, интернет-декларирование, удаленный выпуск. Предполагается, что здесь также будут совершаться таможенные операции и в отношении товаров, ввозимых в адрес автопроизводителей другими, не только морским видом транспорта, к посту подведена железнодорожная ветка. Первым грузом оформленным на новом таможенном посту стали пледы, доставленные в Санкт-Петербург из Финляндии. Таможенники уже заключили договор с Морским портом Санкт-Петербурга.
Развитие технологии "сухого порта" применительно к Санкт-Петербургскому транспортному узлу позволит создать здесь своеобразный буфер на стыке железнодорожного и морского транспорта; принимать для хранения ввозимые на таможенную территории РФ товары, что, в свою очередь, даст возможность существенно сократить загруженность порта, приведет к увеличению грузопотока в регионе деятельности таможни и росту взимаемых таможенных платежей. Тем самым удастся повысить пропускную способность Большого порта Санкт-Петербург в целом. Для практического развития данной технологии приказом ФТС России от 18.03.2010 № 510 уже утвержден Порядок осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения. Указанный документ вступает в силу с 29 июля 2010 года. Кроме того, Балтийская таможня является единственным таможенным органом в России, который оформляет круизные суда, в этом году планируется рекордное число заходов круизных судозаходов - всего 462. Центральный таможенный пост уже не справляется с подобным наплывом круизных лайнеров, поэтому из других таможен Северо-Запада в Балтийскую таможню прикомандировано более 30 человек. После полного введения в эксплуатацию в 2011 году нового комплекса в пассажирском порту Санкт-Петербурга – «Морской фасад» планируется расширение Центрального таможенного поста. После введения в эксплуатацию указанного пассажирского комплекса штатная численность отдела специальных таможенных процедур Центрального таможенного поста должна быть увеличена. Кроме того, уже в ближайшем будущем на базе Центрального поста предполагается создать новый таможенный пост - Пассажирский порт Санкт-Петербург. Он будет выполнять функции таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств, а именно судов загранплавания, перевозимых на них товаров (при ввозе - до момента разрешения выгрузки на сушу, при вывозе - после пересечения товарами борта судна), а также товаров, не выгружаемых на сушу (перегружаемых и/или хранящихся на акватории) и судовых припасов.